Общество Душ
Общество душ — обиталище синигами и то место, куда обычные люди отправляются после смерти.
В некоторых источниках Общество душ описывается, как некое подобие рая, где все живут счастливо и никто не голодает. На самом деле, в Обществе душ тоже есть свои проблемы, например, неблагополучные районы. В центре расположен огромный город синигами, Сэйрэйтэй, «Двор чистых душ». Сэйрэйтэй огорожен стенами и неплохо защищен, но обычные души живут не в самом городе, а в окрестностях, которые называются Руконгай, «Район блуждающих духов». В свою очередь, Руконгай также состоит из большого количества областей, которые сильно отличаются друг от друга. В аниме и манге ничего не говорится о том, что синигами патрулируют улицы Руконгая. Если они и выходят из города, то только по делам, поэтому первый район более благополучен, там царит закон и порядок, но чем дальше от Сэйрэйтэя, тем больше преступность и нищета.
Здесь же находится Академия синигами, где в течение шести лет студенты постигают мастерство владения мечом и учатся управлять духовной энергией. Академия была создана Ямамото-Гэнрюсаем Сигэкуни примерно за 2000 лет назад.
В Обществе душ рождаются дети, как и в нормальном мире, а обитатели не бессмертны, хотя синигами доживают порой до 2000 лет. Раны, полученные в бою, вполне могут оказаться фатальными, но синигами выдерживают очень тяжелые битвы и выздоравливают в таких обстоятельствах, в которых земной человек давно бы скончался. Душа, которая умирает в Обществе душ, теряет все свои воспоминания, перерождается и возвращается на Землю в качестве простого человека с новой личностью.
Синигами перемещаются между мирами через Сэнкаймон - «Врата, пронизывающие миры», с помощью черной бабочки, которую называют «Адская Бабочка».
Синигами
Синигами — воины и психопомпы, обладающие особой духовной энергией. Слово «синигами» в переводе с японского означает «Бог смерти». Синигами невидимы для обычных людей и живут в особом месте, называемом Общество душ. Они патрулируют мир Живых, отправляют в ад тех, кто совершил ужасные грехи при жизни, уничтожают пустых, а также помогают душам («плюсам») попасть в Общество душ. Для этого существует специальный обряд — консо, «погребение души».
Синигами обладают различными сверхъестественными способностями, связанными с манипуляцией духовной энергией (реяцу). Большая часть таких способностей дается благодаря мечу дзампакуто. Дзампакуто есть у каждого синигами и является своеобразным воплощением его духовной силы.
Зампакто
Зампакто — меч, является основным оружием синигами. Внешне зампакто выглядит как обычная катана, хотя форма может отличаться в зависимости от характера владельца и уровня его мастерства. С помощью этого меча синигами сражаются с пустыми и друг с другом, отправляют заблудившиеся души в Общество Душ. Люди, которые совершили страшные грехи (например, убийство), попадают в ад: человеческую душу необходимо разрубить с помощью зампакто, и тогда перед умершим человеком открываются огромные врата ада.
Каждый зампакто обладает собственным именем и, по сути, является хранилищем некоего духа, существа или элементала. Низший класс синигами, не входящий в Готэй 13, носят безымянный меч — Асаути. Характер зампакто часто похож на характер владельца, но мечи не являются послушными рабами синигами, скорее партнерами и помощниками в бою. Считается, что чем больше размер меча, тем выше духовная сила владельца, хотя любой синигами, начиная от лейтенанта, может по желанию контролировать размер своего зампакто. Зампакто может также быть спрятан в других предметах, (например, в трости, как у Кисукэ Урахары).
Если синигами достаточно силен, чтобы общаться с духом своего зампакто и контролировать его, он может «освободить» меч. Существует две степени освобождения: сикай и банкай, которые усиливают зампакто и дают ему дополнительные возможности. Обычно меч находится в «запечатанном» состоянии, а сикай или банкай раскрываются только тогда, когда в этом есть реальная необходимость, например, в бою с сильным противником.
Сика́й и Банкай
Сикай — частичное освобождение, показатель того, что синигами действительно может контролировать своё оружие, поэтому этой формой, предположительно, владеют все лейтенанты. Чтобы освобождать форму сикая, необходимо научиться разговаривать со своим дзампакуто и узнать его имя. Каждый дзампакуто обладает собственным именем, поэтому нельзя просто выбрать любую кличку и ждать, пока меч не начнет на неё отзываться. После того, как синигами узнает имя, он может освобождать дзампакуто до сикая. Для этого надо назвать имя и добавить некую словесную формулу, просьбу раскрыться, (к примеру, «Пробудись», «Расти» и т.д. )
Разные синигами используют разные словесные формулы, которые могут варьироваться от коротенького слова до длинных, порой даже поэтических, фраз. Часто в таких фразах отражен дух меча, (например, дзампакуто Ямамото-Гэнрюсая Рюдзин Дзякка («Молодое пламя») самый сильный огненный меч, раскрывается по команде «Преврати в пепел всё живое»). Дзампакуто в форме сикай может видоизменяться до полной неузнаваемости, (например, у Сой Фон он выглядит, как золотой коготь.) Специальные удары тоже бывают разными, и у каждого есть свое название.
Дзампакуто скрывают свои имена, поэтому далеко не каждый синигами может использовать сикай. Кроме того, некоторые вообще не могут управлять формой меча, поэтому тот постоянно находится в освобожденной форме.
Банкай — полное освобождение дзампакуто, когда дух меча материализуется в реальном мире. Синигами получает огромную силу и полностью раскрывает потенциал своего дзампакуто. По словам Ёруити Сихоин, банкай увеличивает духовную силу синигами в десять раз. Никаких словесных формулировок не используется, синигами просто добавляют: «Банкай».
Овладеть банкаем могут только немногие, наиболее талантливые воины, в основном капитаны Готэй 13 (и практически никто, кроме них). Общепринято, что среди четырех благородных семейств в Обществе Душ только один человек из нескольких поколений рождается со способностью получить банкай. В остальном, даже для лейтенанта банкай представляет тяжелую задачу: чтобы достичь полной степени освобождения меча, необходимо тренироваться сотни лет. Исключением стал Ичиго Куросаки, который смог достичь банкая за два дня, используя специальную технику — куклу для принудительной материализации духа меча.
Во время банкая дзампакуто полностью меняет свой внешний вид и даже имя. Например, дзампакуто Бьякуи Сэмбондзакура («Тысяча лепестков сакуры») в форме банкай носит название Сэмбондзакура Кагэёси («Демонстрация тысячи трепещущих лепестков сакуры»).